Nav view search

Навигация

Обучение детей, находящихся на длительном лечении

 

   Согласно части 5 статьи 41 ФЗ №273 «Об образовании» с 01.09.2016года было организовано обучение детей, находящихся на длительном лечении в ГБУ СО «Самарский пансионате №2 для детей-инвалидов» на базе нашей школы (приказ от 01.09.2016г. № 237-од министерства образования и науки СО Самарского управления).

 

   В письме Минобрнауки России от 31.08.2015г. «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении» отмечено, что законодательством в сфере образования  предусмотрены две модели организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении. 

  1. обучение в организации, осуществляющей лечение и оздоровление;
  2. обучение непосредственно школой, расположенной территориально наиболее близко к медицинской организации.

 

   В части 5 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» с целью обеспечения конституционного права на получение общего образования детьми, находящимися на лечение и реабилитации, за нашей школой закреплено государственное бюджетное учреждение Самарской области «Самарский пансионат  № 2 для детей-инвалидов.

   Первый наш  шаг  к созданию данной модели  - это договор о сотрудничестве с Пансионатом, где прописали обязанности сторон, а именно: школа предоставляет педагогический состав и материально-технические ресурсы, учебно-методические материалы, а пансионат, в свою очередь, обязан предоставить помещение на время проведения уроков и обеспечивать обучающихся школьными принадлежностями. 

   Изучив опыт других регионов, и на основании Типового положения об условиях обучения учащихся, находящихся на  длительном лечении  в больницах, утвержденным Министерством просвещения от 4.06.1981, Минздравом 28.05.1981г., мы создали свое Положение о порядке организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в ГБУ Самарской области  «Самарский пансионат для детей-инвалидов»

   Целью настоящего Положения является нормативное закрепление гарантий прав на образование детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР, находящихся на длительном лечении.

   Задачами настоящего Положения являются:

- создание условий для освоения индивидуальных образовательных программ в рамках ФГОС детьми с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития, находящимися на длительном лечении, которые по болезни не могут посещать общеобразовательную организацию;

- создание механизма правовых отношений между всеми участниками организации обучения.  

   Образовательный процесс регламентируется учебным планом, учебным графиком, расписанием занятий, которые принимаются на педагогическом совете Школы, согласовываются с администрацией Пансионата и утверждаются директором Школы. 

   Обучение обучающихся, находящихся на длительном лечении в Пансионате, проводится в соответствии с ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе образования (вариант 2).

 

  Форма организации учебной работы с обучающимися устанавливается групповой или индивидуальной (на основании заключения врачебной комиссии). 

   Групповые занятия не превышают  35 минут., индивидуальные занятия определяется школьным ПМПк   и не превышает 20 мин.

   Школа предоставляет обучающимся на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Школы. Обеспечение школьно-письменными принадлежностями, учебно-методическим материалом производится Школой совместно с Пансионатом.

   Дети пансионата составляю разнородную массу по своеобразию психофизического развития обучающихся. Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.

   Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с  точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы по степени выраженности интеллектуальных нарушений.

   На основе АООП по 2 варианту и Типовом положении об условиях обучения учащихся, находящихся на длительном  лечении, для каждой группы детей был разработан примерный учебный план. Для каждой группы  определили на педагогическом Совете и утвердили  приказом по школе продолжительность уроков.  Для 1 группы (дети с умеренной умственной отсталостью)  продолжительность уроков/занятий  составляет 35 минут,  для 2 группы  (дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью) продолжительность занятий- 20 минут, для  3 группы (дети с тяжелой умственной отсталостью, зондовые лежачие) продолжительность занятий- 15 минут.  Но поскольку необходим к каждому ребенку индивидуальный подход в обучении представляющий собой процесс применения различных требований к обучающимся, исходя из возможностей организма ребенка и условий его медицинской реабилитации. Нами было разработано положение о СИПР, учитывающее особенности обучающихся с ТМНР, которое утвердили на педагогическом Совете. 

   На основе рекомендаций ПМПК,  АООП (вариант 2), примерных учебных планов и положения о СИПР, специалистами, работающие с ребенком, и педагогами были разработаны СИПР для каждого обучающегося.

   Но в настоящий момент  наиболее сложным для нас остается проблема оценивания результатов обучения детей с ТМНР.

   В соответствии с требованиями ФГОС к АООП (вариант 2) результативность   обучения   каждого   обучающегося  оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. 

   Оценка динамики обучения детей представлена в виде текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. 

   Для организации аттестации обучающихся  создана экспертная группа, в состав которой входят члены школьного психолого-медико-педагогического консилиума и специалисты пансионата. Эта группа разработала положение о промежуточной и итоговой аттестации.  Основой аттестации служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. 

   Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей личный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций. 

   Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. 

   Система оценки результатов отражает взаимодействие следующих компонентов:

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;

- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

  При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.

   Выявленные представления, умения и навыки обучающихся в каждой образовательной области  создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы, возможный перевод ребенка с одной группы в другую.  В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. 

   В прилагаемых таблицах представлен  недельный учебный план для варианта II общего образования обучающихся с умственной отсталостью, рассчитанный с 1 (дополнительного) по 4 класс. 

 

 

   Для  всех обучающихся Пансионата (158 чел.) разработаны  СИПР, которые содержат  карты мониторинга развития, составленные на основе результатов диагностики.  А также были организованы 4 класса (1А, 1Б, 1В, 1Г), которые занимались с усиленной нагрузкой по предметной области.

   Для каждого обучающегося  составлен индивидуальный учебный план (ИУП), в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки.  Различия в ИУП объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В  ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития  уделяется особое внимание занятиям коррекционной направленности,  которые проводятся совместно со специалистами Пансионата. У детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, которые испытывают трудности адаптации к условиям обучения в группе,  объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.

   В начале учебного года был проведен мониторинг по оценке уровня развития обучающегося, а по окончанию учебного года  проведена корректировка СИПР.


 

 

 

Добавить комментарий

Уважаемые посетители!
Комментарии модерируются, активные ссылки на сайты не публикуются.
Спасибо.