Воспитанники Самарского пансионата для детей-инвалидов стали посещать школу наравне с обычными ребятами
В Самарском пансионате для детей-инвалидов предоставляют социальное обслуживание в стационарной форме детям-инвалидам и молодым инвалидом с глубокой умственной патологией. В настоящее время в учреждении проживает 178 воспитанников, из них 123 - в возрасте от 4-х до 18 лет, 54 - старше 18 лет.
Впервые благодаря совместным усилиям региональных министерств социально-демографической и семейной политики, образования и науки и общественников с 2022 учебного года у 11 воспитанников пансионата появилась возможность получать образовательные услуги непосредственно на базе школы-интерната № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- У нас в пансионате для группы детей-инвалидов произошло важное событие – они начали посещать школу очно, занятия проходят на базе учебного заведения наравне с ребятами, не имеющими ограничения здоровья. 1 сентября наши воспитанники впервые присутствовали на школьной линейке, ознакомились с классами школы, погуляли по школьному двору. А со 2 сентября начались школьные будни, - рассказывает директор ГБУ СО «Самарский пансионат для детей-инвалидов (детский дом-интернат для умственно отсталых детей)» Елена Тимофеева.
Для особенных ребят из пансионата сформирован отдельный класс, была проведена диагностика каждого ребенка для составления индивидуальной программы развития, на основании которой составлена специальная программа обучения. Также школа приобрела специализированный автобус, на котором для детей каждое утро организована доставка из пансионата на уроки и обратно.
Детей сопровождает классный учитель либо ассистент, а в школе необходимую помощь оказывает тьютор. Занятия длятся в школе с 09.00 до 14:30 часов.
- В 2022-2023 учебном году в школе реализуется программа «Доступная среда», в рамках которой в школе созданы специальные условия для эффективной организации коррекционно-образовательного процесса воспитанников пансионата, успешной их социализации. Уроки проходят в специально оборудованных классах с педагогами-предметниками. Коррекционно-развивающие занятия и коррекционные курсы проходят в сенсорной комнате, кабинетах педагога-психолога, логопеда. Ребята с удовольствием занимаются в тренажерном зале лечебной физкультурой. Занятия «домоводство» и «профильный труд» проходят в современно оборудованных мастерских школы. На переменах дети общаются с ребятами из других классов, что является действенным способом социализации, - комментирует директор школы-интерната №115 г.о. Самара Сергей Санников.
Все обучающиеся охвачены внеурочной деятельностью, принимают участие в общешкольных мероприятиях.
Во время нахождения в школе воспитанников кормят в школьной столовой вторым завтраком и горячим обедом.
За этот небольшой период посещения школы у детей уже наблюдается положительная динамика. Воспитанники стали более «взрослыми», дисциплинированными, организованными, ответственными не только за себя, но и своего одноклассника, стараются с интересом выполнять все задания, с желанием идут в школу.
Формирование учебного поведения у обучающихся с ТМНР
Согласно части 5 статьи 41 ФЗ №273 «Об образовании» с 01.09.2016года было организовано обучение детей, находящихся на длительном лечении в ГБУ СО «Самарский пансионате №2 для детей-инвалидов» на базе нашей школы (приказ от 01.09.2016г. № 237-од министерства образования и науки СО Самарского управления).
В письме Минобрнауки России от 31.08.2015г. «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении» отмечено, что законодательством в сфере образования предусмотрены две модели организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении.
- обучение в организации, осуществляющей лечение и оздоровление;
- обучение непосредственно школой, расположенной территориально наиболее близко к медицинской организации.
В части 5 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» с целью обеспечения конституционного права на получение общего образования детьми, находящимися на лечение и реабилитации, за нашей школой закреплено государственное бюджетное учреждение Самарской области «Самарский пансионат № 2 для детей-инвалидов.
Первый наш шаг к созданию данной модели - это договор о сотрудничестве с Пансионатом, где прописали обязанности сторон, а именно: школа предоставляет педагогический состав и материально-технические ресурсы, учебно-методические материалы, а пансионат, в свою очередь, обязан предоставить помещение на время проведения уроков и обеспечивать обучающихся школьными принадлежностями.
Изучив опыт других регионов, и на основании Типового положения об условиях обучения учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах, утвержденным Министерством просвещения от 4.06.1981, Минздравом 28.05.1981г., мы создали свое Положение о порядке организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в ГБУ Самарской области «Самарский пансионат для детей-инвалидов»
Целью настоящего Положения является нормативное закрепление гарантий прав на образование детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР, находящихся на длительном лечении.
Задачами настоящего Положения являются:
- создание условий для освоения индивидуальных образовательных программ в рамках ФГОС детьми с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития, находящимися на длительном лечении, которые по болезни не могут посещать общеобразовательную организацию;
- создание механизма правовых отношений между всеми участниками организации обучения.
Образовательный процесс регламентируется учебным планом, учебным графиком, расписанием занятий, которые принимаются на педагогическом совете Школы, согласовываются с администрацией Пансионата и утверждаются директором Школы.
Обучение обучающихся, находящихся на длительном лечении в Пансионате, проводится в соответствии с ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе образования (вариант 2).
Форма организации учебной работы с обучающимися устанавливается групповой или индивидуальной (на основании заключения врачебной комиссии).
Групповые занятия не превышают 35 минут., индивидуальные занятия определяется школьным ПМПк и не превышает 20 мин.
Школа предоставляет обучающимся на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Школы. Обеспечение школьно-письменными принадлежностями, учебно-методическим материалом производится Школой совместно с Пансионатом.
Дети пансионата составляю разнородную массу по своеобразию психофизического развития обучающихся. Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.
Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы по степени выраженности интеллектуальных нарушений.
На основе АООП по 2 варианту и Типовом положении об условиях обучения учащихся, находящихся на длительном лечении, для каждой группы детей был разработан примерный учебный план. Для каждой группы определили на педагогическом Совете и утвердили приказом по школе продолжительность уроков. Для 1 группы (дети с умеренной умственной отсталостью) продолжительность уроков/занятий составляет 35 минут, для 2 группы (дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью) продолжительность занятий- 20 минут, для 3 группы (дети с тяжелой умственной отсталостью, зондовые лежачие) продолжительность занятий- 15 минут. Но поскольку необходим к каждому ребенку индивидуальный подход в обучении представляющий собой процесс применения различных требований к обучающимся, исходя из возможностей организма ребенка и условий его медицинской реабилитации. Нами было разработано положение о СИПР, учитывающее особенности обучающихся с ТМНР, которое утвердили на педагогическом Совете.
На основе рекомендаций ПМПК, АООП (вариант 2), примерных учебных планов и положения о СИПР, специалистами, работающие с ребенком, и педагогами были разработаны СИПР для каждого обучающегося.
Но в настоящий момент наиболее сложным для нас остается проблема оценивания результатов обучения детей с ТМНР.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Оценка динамики обучения детей представлена в виде текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Для организации аттестации обучающихся создана экспертная группа, в состав которой входят члены школьного психолого-медико-педагогического консилиума и специалисты пансионата. Эта группа разработала положение о промежуточной и итоговой аттестации. Основой аттестации служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей личный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
Выявленные представления, умения и навыки обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы, возможный перевод ребенка с одной группы в другую. В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.